— Не садитесь за последнюю парту! — умоляют ученики 11 «Б». — Мы там фотографируем наши соединения!
Я устраиваюсь на стуле у стенки. Девушка несет к последней парте длинную пластиковую «сороконожку» — модель молекулы нуклеотида, собранную из специальных цветных шариков и гибких трубочек. Достает смартфон и запечатлевает свое произведение в разных ракурсах.
Ну и школьники! Дня без Инстаграма прожить не могут. Оказывается, эта съемка — часть задания. Фотографии моделей надо переслать учителю Виктории Червиной в электронном журнале или в социальной сети.
— Это первый урок, на котором можно легально пользоваться гаджетами! — смеется учитель Виктория Червина. — А теперь ищем себе пару!
Пару образовали Ксюша Савчук и Давид Асланян. Девушка собрала молекулу тимидин-5фосфата, а молодой человек — дезоксиаденозин-5фосфата, а эти соединения, говоря химическим языком, комплементарны друг другу.
Ксюша и Давид устанавливают своих «сороконожек» так, чтобы соприкасались участки, где возможны водородные связи.
— Когда мы изучали более мелкие молекулы — аминокислоты, пептиды — мы просто рисовали их модели, — говорит Виктория Червина. — Но модели таких сложных молекул проще собрать и сфотографировать. Для этого мне пришлось освоить новые технологии. Еще лет семь назад презентация в программе Power Point была для меня тайной за семью печатями. Освоить ее мне помогли мои ученики. Так что процесс обучения у нас взаимный.
В обычной школе о таких сложных молекулах не говорят, но школа № 1388 профильная — здесь ученики готовятся к поступлению в медицинские вузы, поэтому углубленно изучают не только химию, но и генетику.
А вот урок Татьяны Хасяновой для 11 «А», посвященный окислительно-восстановительным реакциям, был устроен и тематически, и технически проще. Но при этом не менее изобретательно. Татьяна Викторовна провела его совместно с учителем английского языка Аллой Тер-Абрамян. На 40 минут ученики перенеслись на лондонскую улицу, где рядом три двери — в химчистку, парикмахерскую и поликлинику.
— Есть английский анекдот: вы пролили на салфетку масло, пытаетесь отмыть ее бензином, — начала по-английски Алла Робертовна. — Получилось пятно от бензина. Его пытаетесь вывести щелочью, потом пятно от щелочи — уксусом, а уксусное — жиром… У нас заколдованный круг другой: пятно от йода пытались вывести персолью и хлорной известью. Надо объяснить, почему ничего не получилось.
Другая подгруппа проверяла, насколько правильно рекламное утверждение, что некая краска для волос «не содержит аммиака и других окислителей». А третьи выясняли, почему перекись водорода используется для обработки ран.
— Вот к этому стилисту я бы пошла! — улыбается Алла Тер-Абрамян. — А доктор что-то не может объяснить принцип действия даже по-русски…
Слушателями были студенты педагогических вузов и преподаватели других школ, в том числе общеобразовательных. Конечно, они не могут перенять все методы работы в школе № 1388 — разбивать класс на подгруппы, посвящать химии так много часов или изучать темы, которые рассматривают на 3-м курсе профильного вуза. Но они могут взять отдельные приемы и применить их потом на своих уроках.
— Бывает, предлагаешь на занятиях учителям задачи олимпиадного уровня, а они бросают ручки: «Нам это не надо, нам бы к ЕГЭ детей подготовить!» — грустно качает головой Людмила Пашкова, методист кафедры методики преподавания химии Московского института открытого образования. — А в результате вырастают школьники, которые в ответ на провокационный вопрос: «Вы видели когда-нибудь гидрокарбонат натрия?» — хлопают глазами. А ведь это обычная пищевая сода. Из уроков химии выхолащивается содержание, связанное с жизнью. Даже опыты зачастую заменяются просмотром видеозаписей.
Учителя не могут этому противостоять, но методы, которые они увидели, помогут по крайней мере излагать материал компактнее и интереснее. И за то малое количество часов, которое у них есть, успеть больше.