Воскресенье, 07.07.2024, 05:23

Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
ГлавнаяРегистрацияВход
Меню сайта

Мини-чат

Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » 2013 » Апрель » 12 » Неофициальный сайт ГБОУ СОШ с углублённым изучен
15:56
 

Неофициальный сайт ГБОУ СОШ с углублённым изучен

Методические разработки

АННОТАЦИЯ
К уроку по истории России
Учитель ГОУ СОШ с углубленным изучением английского языка №1353
Завираева Елена Анатольевна

Тема урока: «Наука, литература и искусство. Спорт. 1960 -1980 гг.»
Класс: 11СГ(профильный класс), предлагается 2 часа.

Презентация к уроку

Педагогические средства обучения:
- технические средства обучения и автоматизированные системы обучения, Интернет, организационно-педагогические средства;
- способ обучения учащихся на уроке: 1ый этап урока - групповая работа по изучению новой темы; 2ой этап - коллективная (фронтальная); формы взаимодействия
- формы педагогического общения: диалог, полилог.

Используемые методы обучения на уроке:
- метод проблемного изложения в обучении - в первой части урока учитель, раскрывая условия состояние страны в 1964-1985гг. как период «застоя», ставит перед учащимися задачу: «Будет ли правомерно называть «застойным» этот период в культурной сфере развития общества?»
- эвристический, метод обучения - во второй части урока учащиеся рассматривают все работы групп представляющие состояние культуры, искусства и науки в этот период времени; выясняют, объясняют и анализируют полученную информацию.

II. План темы:

1. Объективные условия развития культуры в СССР в 1964-1985гг. (приложение 1)
2. Наука и техника (далее см. приложение 2)
3. Образование и гуманитарные исследования
4. Театр и киноискусство. Музыкальное эстрадное творчество
5. Телевидение и радио.
6. Спорт.

Оборудование к уроку:
5-6 ПК по 1 на группу с установленными работами учащихся, лист с вопросами и «Индивидуальная карта самоанализа работы на уроке».

Опережающее задание.
Каждой группе заранее было дано задание:
- в течение 2-х недель подготовить стендовый доклад в виде презентации по направлению развития культуры;
- опросить родных и знакомых разных возрастов, что они помнят или знают о достижениях культуры СССР 1964-1985гг.

Задание группе 1: тема «Наука и техника».
Представить уровень науки и техники в условиях НТП.

Задание группе 2: Образование.
• Новации в области просвещения - авторские школы.
• Философия и официальная наука

Задание группе 3: Театр.
Представить достижения и новации театрального искусства. Советская балетная школа.

Задание группе 4: Эстрада и цирковое творчество.
Рассказать о наиболее ярких представителях жанра эстрады;

Задание группе 5: Телевидение и радиовещание.
Представить рассказ о развитии теле и радиовещания в СССР в период «застоя».

Задание группе 6: Спорт.
Рассказать о физкультурных и спортивных достижениях в СССР.

Задание группе 7. Протестные настроения в художественной среде.
Показать основные идеи протеста в культуре...

Задание группе 8. Киноискусство.
Показать особенности киноискусства советского периода.

Задание группе 9. Музыкальное творчество.
Познакомить с творчеством В.Высоцкого и Б.Ш.Окуджавы. Показать музыкальное творчество культурных деятелей советского периода.

Задание группе 10. Гуманитарные исследования.
Показать темы и идеи исследований в области гуманитарных наук.

III. Ход урока:

1. Вступительное слово учителя с показом презентации дает общее представление об условиях развития культуры советского общества в «застойный» период. (приложение)
Слайд 1
Общая тема: Духовная жизнь в СССР в годы «застоя» (1970-1980 гг.)
Вводная беседа: что вы знаете о развитии общества в данный период? какие противоречия возникли в обществе в тот период?

2. Проблема
Период истории нашей страны с 1964 по 1985гг. называют «застойным».
Насколько правомерно называть «застойным» этот период в культуре?
Выскажите ваше мнение по поводу данной проблемы, познакомившись с работами своих одноклассников по разным направлениям истории культуры в данный период

3.
Уже в конце 60-х гг. отечественная художественная культура стала освобождаться от иллюзий построения коммунизма. Ее творцы, как и большая часть советского общества, все отчетливей осознавали лживость официальных лозунгов, а в слова Н. С. Хрущева о том, что «нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме», сказанные на XXII съезде КПСС, вообще мало кто верил.

4.
«Болезненное двоемыслие» - так можно назвать психологическую атмосферу 70-80-х гг., когда люди, с одной стороны, произносили заученные политические лозунги, а с другой - в узком кругу, где-нибудь на кухне, ловили запрещенные и специально заглушаемые вражеские голоса в надежде получить правдивую информацию о политическом и экономическом состоянии страны.

5.
С периодом «отката оттепели» совпало творчество тех писателей, режиссеров, композиторов, живописцев, скульпторов, чья молодость была овеяна иллюзиями «шестидесятничества».

2 . Работа учащихся по группам.
Задание: разделимся на две группы: первая группа попытается аргументировать позицию, что культура переживала период застоя, в вторая - период расцвета и духовного развития.
В течение 25мин. учащиеся работают с компьютерами, просматривая презентации и обсуждая свои впечатления.(приложения)

3. Продолжение.
После завершения просмотра, начинается процесс обсуждения мнений о состоянии культуры в 1964-1985гг.

- Так был ли «застой» культуры в СССР в 1964-1985 гг.?
- Чем объясняется рост насыщенности духовной жизни СССР в эти годы?
- Какие из достижений культуры СССР того времени и сегодня хорошо известны?
- Как отзываются о культурных достижениях того времени ваши родные и знакомые?
4. Подведение итогов.
Учитель подводит итоги после того, как будут выслушаны предположения учащихся. Можно предложить им готовый вариант для сравнения с их выводами.
Продолжение презентации учителя:
5.
Эта «закваска» не пропала даром, и «глоток свободы» дал великолепные художественные результаты. Особым разнообразием отличалась литературная жизнь. Солженицын, Бродский, Трифонов, Айтматов, Быков, Астафьев, Богомолов, Вампилов, Аксенов, Войнович, Гельман, Радзинский - далеко не полный перечень писателей, чьи сочинения, изданные в официальной печати или в «самиздатовских» вариантах, получили широкое распространение в обществе, помогая ему освобождаться от «магии простоты» марксистких ответов на вопросы бытия.
Думается, что для писателей и драматургов тех лет, как некогда для их
предшественников XIX в., открылась уникальная возможность стать «учителями» своего народа, жаждущего услышать свежее слово правды о мире и человеке. «Пост-оттепельный» общественный застой определили основную «родовую» черту советской драматургии - ее глубокий драматизм, а нередко и неприкрытый пессимизм. По-прежнему с театральный подмостков не сходил образ Ленина, которому старались придать большую психологическую достоверность и отмежевать вождя мирового пролетариата от реальных результатов и «искажений» революции 1917 г.
6.
Чрезвычайно сложным было в годы «застоя» положение в культуре. В области науки деньги вкладывались в основном в развитие естественных дисциплин: физики, химии, биологии и др. Процветали преимущественно знания, связанные с совершенствованием вооружений: советские ученые делали заметные успехи в области использования ядерной энергии. Удачно развивалась отечественная космическая программа.
7.
В более тяжелом положении находились гуманитарные науки: философия, история, литературоведение. Результаты исследований в этих областях должны были подтверждать правильность марксизма-ленинизма. Не было возможности свободно изучать недавнее советское прошлое или объективно анализировать экономическую ситуацию в СССР.
8-9.
За фасадом советской культуры существовало два основных течения. Это было заметнее всего в литературе. Постепенно выделилась группа писателей, считавшихся «живыми классиками социалистического реализма». К ним, в частности, принадлежали М.А. Шолохов, К.А. Федин, Г.М. Марков. Их книги выходили большими тиражами, так как эти авторы пользовались государственной поддержкой на самом высоком уровне. «Живые классики» со своей стороны поддерживали и активно проповедовали коммунистические взгляды.
10.
Этой группе противостояли оппозиционно настроенные литераторы. В своих книгах они пытались честно описывать самые болезненные моменты советской действительности. Центром «литературной оппозиции» стал журнал «Новый мир», возглавлявшийся поэтом А. Т. Твардовским. Многие произведения «писателей-оппозиционеров» - А.И. Солженицына, В. Е. Максимова, В. П. Аксенова, Г.Н. Владимова, В.В. Ерофеева - были запрещены и не публиковались в СССР. А. И. Солженицын вспоминал, как один из секретарей ЦК объяснял ему, «чего не хочет партия в произведениях»: 1.пессимизма 2.очернительства 3.тайных стрел.
11.
Судебные процессы над А.Д. Синявским, Ю.М. Бродским стали одной из причин рождения так называемого диссидентства - общественного движения, получившего свое название от латинского слова dissidens, что означает «несогласный», «инакомыслящий». Способы оздоровления советского общества, все более скатывающегося к застою, каждый из диссидентов видел по-своему. Наиболее мощным интеллектуальным накалом отличались позиции двух крупнейших деятелей XX столетия - А. Д. Сахарова и А. И. Солженицына.
12.
Конфликт между государственной властью и оппозиционной культурой существовал и в других видах искусства. Например, рок-музыка, свободна развивавшаяся на Западе, в СССР была запрещена. Рок - музыканты выступали почти подпольно, на частных квартирах. Многие из них работали грузчиками или разнорабочими. Известный рок-музыкант и композитор Борис Гребенщиков назвал их «поколением дворников и сторожей».
13.
Музыкальная жизнь ярко отражала настроение того времени.
Шостакович сумел отстоять идеалы человечности, милосердия, справедливости в жестких условиях тоталитаризма.
Более молодые композиторы Петров, Слонимский, Эшпай, Пейко, Щедрин,
раскрывали общечеловеческие представления о нравственности, счастье,
красоте, правде и лжи, добре и зле.
Такие композиторы как Шнитке, Денисов, Губайдуллина отразили «диссидентское» начало.
Блистательные имена последней трети XX века: пианисты Рихтер, Юдина, Гилельс; виолончелисты Шаховская, Гутман, Ростропович; скрипачи Безродный, Грач, Третьяков, Кремер; симфонические дирижеры Мравинский, Кондрашин, Темирканов, Рождественский, Светланов и др. начинают формироваться симфонические оркестры, руководимые известными молодыми исполнителями Спиваковым, Башметом и др.
Мощный пласт отечественной художественной культуры - молодёжные массовые музыкальные жанры. Происходит становление рок-музыки несмотря на противостояние партийно-комсомольской бюрократии, официальной прессы, деятелей культуры старшего поколения.
В эпоху застойного общественного лицемерия и лживых лозунгов «развитого социализма» рок фактически взял на себя функцию молодежного протеста против мифических идолов большевизма. Советский рок стремился говорить о наболевших проблемах молодежи, о социальной несправедливости и всеобщей апатии, призывая к обновлению жизни («Кино» Цоя).
С начала 80-х жёсткий стиль «хеви метал» («Круиз», «Ария», «Черный кофе», «Мастер» и др.) стал своеобразным «ответом» советской молодёжи на несправедливость жизни в «мире взрослых».
14.
Складывался новый взгляд на прошлое,особенно на события Великой Отечественной войны. (Ю.В. Бондарев, Г.Я.Бакланов, К.Д. Воробьёв, Е.И. Носов и другие)
В суровых прозах Г.Я. Бакланова ("Пядь земли") Е.И.Носова («Усвятские шлемоносцы») и других воссоздавалась "окопная правда" войны, суровой, длительной, потребовавшей от народа небывалого мужества, твердости духа и напряжения всех сил.
15.
Также в этот период появляются произведения полные размышлений над вечными, общечеловеческими темами. (И. Грекова, Л.С. Петрушевская, А.Н. Битова)

16.
Массовым спросом пользовались книги Р. Гамзатова, П. Бровки, М. Каримова, Ф. Искандера и другие, а также жанров детектива и фантастики (В.С. Пикуль, братья Стругацкие).
17 слайд.
Этот период не совсем правомерно называть "периодом застоя",т.к. в этот период было создано много выдающихся произведений литературы и искусства, активно развивался театр, кино, спорт.
Именно в это время начала развиваться правозащитная деятельность, в 1970 г был создан Комитет защиты прав человека, а в 1977 г принята новая Конституция.
В 1970-80е гг многие литераторы искали такие способы выражения своих мыслей, которые не выглядели прямым вызовом правящей элите. Отношения между властями и правящей элитой находились на грани конфликта, но редко перерастали в открытые противостояния - существовала атмосфера ограниченного компромисса.
18 слайд ВЫВОДЫ.
Духовная жизнь советского общества развивалась очень активно. А духовная оппозиция деятелей искусства сыграла большую роль в размывании идеологических основ советского строя.
Несмотря на общую партийную цензуру, национальная литература сохранила и отразила специфику мировосприятия народов СССР, в том числе и реалий
советской власти.
Духовная жизнь общества в 1960-1980е гг. стала более насыщенной, чем когда-либо в советской истории

5. Рефлексия.
В качестве рефлексии предлагается заполнить «Индивидуальную карту самоанализа работы на уроке» (приложение ).

6. Домашнее задание:
посмотреть записи в тетрадях и сравнить их содержание с п.38 учебника. Ответить на вопрос: Что нового Вы узнали о культуре СССР 1964-85гг., и о каких достижениях мы еще не сказали?

Список литературы
1. «Отечественная культура ХХ-начала ХХ1 века» - Н.В.Загладин, И.С.Семененко, Москва, «Русское слово», 2006г.
2. «История России. ХХ-начало ХХ1века» - Н.В.Загладин, Москва, 2007г.
3. «Самиздат: неподцензурная журналистика в СССР (1950 - 1980-е годы)» - Ксения Митрохина, «Первое сентября» 2008г.

Используемые ресурсы

http://lerotto.com.ua/
http://www.sovmusic.ru
http://www.tvmuseum.ru/catalog.asp?ob_no=10
http://www.ruthenia.ru/moskva/?nocalendar=1
http://ruskino.ru/sovkino/
http://www.sovworld.ru/
http://www.artprojekt.ru/Art2.html
http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/62b42f80-385d-4a6b-a4cc-597644bb2132/102430/?interface=pupil&class=54&subject=20
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/fb53817b-55c9-44b1-b4ea-630d448fbd78/%5BIS11RO_3-13%5D_%5BAU_04%5D.html
http://www.savok.org/video-o-sssr/1028-klub-kinoputeshestvij.html
http://moy-bereg.ru/kultura-sssr/kultura-sssr.-kultura-sssr-poslevoennogo-perioda-2.html
http://cccp.narod.ru/fo_sport.html
http://21region.org/index.php?cstart=1&newsid=43101

Презентация ученика:

"Наука и техника 1965-1985 гг."

Просмотров: 433 | Добавил: untret | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Поиск

Календарь
«  Апрель 2013  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Архив записей

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024Бесплатный конструктор сайтов - uCoz